ПАМЯТЬ И ОБУЧЕНИЕ
Анна Панфилова
В этой статье я хочу поговорить об Обучении, как мощном способе образования новых нейронных связей.

Что я имею в виду, когда говорю «учиться — это очень хорошо для мозга»?
Именно овладение навыком (лучше относительно сложным): пение, игра на музыкальном инструменте, иностранный язык, гребля, сочинение стихов, танец, изучение новой программы/приложения и использование их, рисование, каллиграфия, шитьё — да хоть искусство макияжа или освоение фрезерного станка!

То есть, именно новые знания, преобразованные в некоторый уровень умения. С применением.

Что НЕ даёт работу мозгу?

  • Чтение лент соц. сетей (если только не по профессиональной теме или теме хобби)
  • Чтение новостей
  • Чтение сплетен из жизни селебрити (равно как и из жизни знакомых) — и разговоры обо всём об этом

Это всё обобщается термином «инфопотребление», которое никак не тратит наш интеллектуальный ресурс, а только его… отупляет.

  • У нейробиологов есть сомнения даже в судоку и кроссвордах (да, это лучше чем совсем ничего, но не совсем то)
  • Примитивные онлайн-игры
  • Примитивные сериалы и фильмы (да, это «отключает мозг» для так называемого «отдыха», но поверьте — вы отдохнёте лучше, если возьмёте к просмотру что-то настоящее или просто пройдётесь по лесу и понаблюдаете, как белки к зиме готовятся)
  • И т.п.
Как выбрать направление для обучения?

Попробуйте такую практику:
  • Вы выписываете в столбик всё, что умеете сейчас. Вот прямо ВСЁ: от вязания, йоги и программирования на Python — до скрапбукинга, игры на гитаре, умения вязать корзины из сена.
  • Отчеркните список.
  • Продолжите столбик вниз списком, чему бы хотели научиться в жизни, о чём давно мечтали тайно или явно — давайте договоримся писать не то, что «могу себе позволить» или «на что сейчас есть время», а вот прямо всё, что хотите и хотели. Знаете, люди сейчас учатся и макияж делать, и торты печь, и яхты водить, и самолёты, и Эльбрус покоряют в 63 года.
  • Справа от каждого напишите одно из 3-х действий:
    • умею
    • улучшить
    • научиться
  • И ещё раз пройдите список с самого начала, делая пометку ещё правее «не востребовано» — если это так.
Это займёт некоторое время, но вы увидите картину своих умений и мечт. Она поможет понять, что вы хотите развивать, чему новому учиться, и как применить, то, что сейчас не востребовано.

Уверена, вы удивитесь, насколько вы богатый умениями и навыками человек, и сколько всего нужного/вдохновляющего можно начать делать сейчас, а что распланировать на будущее. Это должно вас именно вдохновлять, а не тревожить!

Важно: последние исследования говорят нам о том, что мозг развивается не только тогда, когда мы учились, и научились успешно чему-то, но и тогда, когда мы не овладели навыком в совершенстве, но приложили существенные усилия к обучению!
Любой уровень полезен.